Классификация аккумуляторных батарей, выбор аккумулятора для своего автомобиля и методы проверки АКБ при покупке
Секреты выбора автомобильного аккумулятора
Прежде чем определиться с выбором аккумуляторной батареи для своего автомобиля стоит сначала разобраться в их отличиях друг от друга.
Многие автолюбители отличают их только по ёмкости, фирме-производителю и цене, некоторые ещё знают о такой характеристике, как пусковой ток. Но этой информации не всегда достаточно, чтобы приобрести действительно ту батарею, которая бы отвечала всем пожеланиям автовладельца.
Во-первых, все АКБ можно разделить на два основных вида: обслуживаемые (их по другому называют мало сурьмянистые) и мало или полу обслуживаемые, которые ошибочно окрестили необслуживаемыми.
Начнём с того, что так называемых необслуживаемых АКБ с 2009 года не существует, любая батарея нуждается в зарядке и других профилактических работах. Обслуживаемая батарея представляет собой обычную свинцовую АКБ, которая славится доступной ценой и высокой надёжностью. Но самым главным преимуществом я бы назвал устойчивость к глубокому разряду и повышению напряжения в сети автомобиля. Да и к процессу зарядки они не сильно требовательны.
К недостаткам обслуживаемых АКБ можно отнести необходимость постоянного контроля за уровнем электролита и подверженность их саморазряду. Поэтому при использовании такой АКБ и редких поездках рекомендуется её отключать методом снятия минусовой клеммы, а так же контролировать исправность реле-регулятора, так как она ещё очень чувствительна к перезаряду.
Полу обслуживаемые в свою очередь тоже классифицируются между собой по расходу воды и по наличию кальция в электродах. По расходу воды АКБ получают различные обозначения: N – с нормальным расходом воды, L – с малым расходом воды, VL – с очень малым расходом воды и VRLA – с регулирующим клапаном. Такие обозначения можно увидеть или на самой АКБ или в сопроводительной документации.
По наличию кальция в электродах аккумуляторные батареи делят на кальциевые и гибридные, у которых кальций имеется только в отрицательных электродах. Преимуществом кальциевых АКБ является большой срок службы, достигающий до 7 лет, низкий саморазряд (в 1.5 раза меньше, чем у обслуживаемых) и высокая ёмкость. Благодаря большому пусковому току и минимальному выкипанию воды кальциевые АКБ хорошо подходят для частых поездок на небольшие расстояния.
К недостаткам можно отнести их высокую стоимость и боязнь глубокого разряда. Стоит вам раза 3-4 полностью разрядить гибридную батарею и заряжать её будет уже бессмысленно, можете сразу сдавать в цветмет. Отличаются они от обслуживаемых наличием индикатора зарядки на крышке и отсутствием пробок.
Основным преимуществом гибридных аккумуляторных батарей является простота конструкции и высокая устойчивость к глубокому разряду. Они без проблем переносят долгое бездействие и служат до 5 лет. Обычно их рекомендуют приобретать для редких выездов.
Сегодня начала получать широкое распространение технология AGM (Absorbent Glass Mat) – изготовление АКБ с абсорбированным электролитом. Они хороши тем, что могут работать в любом положении. Даже при разбивании корпуса батареи кислотной лужи нет, и АКБ продолжает работать.
К сожалению, такой технологией пока владеют только VARTA и Optima, поэтому цены на такие аккумуляторы высоки. Но и у них есть недостаток: напряжение на клеммах ни в коем случае не должно превышать 14.8 В, что предъявляет дополнительные требования к исправности реле-регулятора генераторной установки. Существуют ещё гелевые аккумуляторные батареи, но они в автомобилестроении не нашли широкого применения.
Кроме конструктивных особенностей АКБ различаются между собой по ёмкости и пусковым возможностям. Это два основных критерия выбора батареи для автомобиля. Но в этом и заключается ловушка для неопытных автолюбителей, потому что даже с одинаковой ёмкостью и пусковым током АКБ имеют отличия между собой.
К ним относятся: резервная ёмкость – это способность батареи двигать автомобиль с умершим генератором, которая должна составлять не менее 100 минут; энергетика разряда – это энергия АКБ в пусковом режиме, то есть поэтапный разряд до 6 В; разряд единым током – это способность батареи запустить двигатель автомобиля при -18°С и -30°С; пуск при 50 % разряде – определяется количеством пусков до напряжения 6 В; восстановление – оставшаяся резервная ёмкость АКБ после двух суток полного разряда и последующей её зарядки. Отсюда и получается разная стоимость одинаковых по ёмкости и пусковым возможностям АКБ.
Как же правильно выбрать аккумулятор для своего автомобиля?
Во-первых, не бросайтесь на бренды, за которые вы переплатите до 15 % только за название. Я не хочу сказать, что распространённые нынче VARTA или BOSCH плохие АКБ, но есть гораздо лучше их и вполне возможно дешевле. Взять, к примеру, корейскую или американскую MEDALIST, которая на сегодняшний день обладает самой высокой энергетикой и лучшими токовыми характеристиками. Такие же отличные показатели имеет и японская PANASONIC.
Даже российская АКБ TITAN превосходит тот же BANNER по резервной ёмкости, обладая при этом стабильным током холодной прокрутки и без проблем выдерживающая большое количество пусков двигателя. Такой же хорошей резервной ёмкостью обладает и другая российская батарея под названием Tyumen. Изготовлена она очень качественно и отличается хорошей энергоёмкостью, но у неё слишком низкий единый ток и большой вес. Всё это говорится к тому, что не всегда громкое имя гарантирует лучшие характеристики.
Первое, с чего нужно начинать покупку АКБ, это определение характеристик батареи относительно вашего автомобиля. Для этого в каждой мало-мальски профессиональной торговой точке должен быть каталог продаваемых АКБ, по которому можно определить основные характеристики батареи для любого двигателя и автомобиля. К ним, как правило, относятся ёмкость и пусковой ток.
Первая ошибка, которую совершают многие водители – выбор АКБ только по ёмкости, не задумываясь, почему ёмкость одинаковая, а стоимость разная. Берут, конечно, что подешевле. Иногда продавцы предлагают АКБ с меньшей или большей ёмкостью при отсутствии необходимой по каталогу, мотивируя тем, что «крутить всё равно будет». Да, батарея с меньшей ёмкостью в полностью заряженном состоянии вполне сможет провернуть коленчатый вал двигателя, но вопрос состоит в том – как долго она сможет это делать?
Скорее всего, ресурс АКБ сократится прямо пропорционально разнице между положенной для такого двигателя ёмкости и реальной ёмкости купленной батареи. Ну а если поставить большей ёмкости? В этом случае, конечно же, с проворачиванием коленвала проблем не будет, но появятся другие.
Во-первых, штатный генератор автомобиля рассчитан на зарядку АКБ только определённой ёмкости, а батарея большей ёмкостью будет просто-напросто недозаряжаться, что опять же чревато преждевременным выходом её из строя. Во-вторых, от повышенного пускового тока увеличивается износ щёток и коллектора стартера. Ну и в-третьих, АКБ с большими электрическими параметрами, как правило, имеет и большие размеры, что не всегда позволяет разместить её в подкапотном пространстве на штатном месте со стандартным креплением.
После того, как определились с ёмкостью АКБ, настаёт черёд определения с пусковым током. Во-первых, пусковой (стартовый) ток указывается в EN или DIN, где EN – европейская система измерения силы тока пуска, а DIN – американская. Принципиальной разницы нет, обе эти системы указываются на корпусе АКБ. Ваша задача заключается в том, чтобы выяснить, в какой системе указан ток в каталоге на ваш автомобиль и убедиться в соответствии величины этого тока указанному на батарее.
Следующим этапом проверки АКБ является определение её пусковых возможностей с помощью нагрузочной вилки. У каждого нормального продавца она должна быть на точке продажи и они, как правило, используют её для отображения заряженности аккумулятора. Но здесь тоже есть уловка, к которой часто прибегают непорядочные реализаторы.
На нагрузочной вилке есть дополнительный резистор (сопротивление), изображающий при его подключении нагрузку на АКБ при пуске двигателя, но для того, чтобы подключить его нужно или завернуть какой-нибудь барашек или нажать какую-нибудь кнопку, чего при проверке и не делается. Поэтому если продавец забыл или специально не проверил работоспособность АКБ под нагрузкой, сделайте это сами.
При этом наблюдайте за поведением стрелки, которая должна медленно двигаться в сторону понижения напряжения и в районе 6 – 9 В остановиться. Это говорит о том, что АКБ нагрузку держит хорошо. Но если стрелка быстро опускается до нулевой отметки или медленно двигается без остановки до показаний ниже 6 В, то с такой АКБ лучше не связываться.
Следующая уловка, к которой прибегают недобросовестные продавцы, касается обслуживаемых АКБ. Сразу хочу предупредить, что в магазине в принципе не может быть полностью заряженных аккумуляторов, как правило, они все разряжены минимум на 40 %. Единственное исключение, если при магазине есть своё зарядное устройство. Но даже в этом случае для продажи неисправной батареи открывается одна пробка и в неё добавляется кислота для повышения плотности.
Если покупатель захочет проверить плотность аккумулятора с помощью ареометра, то продавец делает забор электролита как раз из этой банки и демонстрирует плотность 100 % зарядки: 1.28 – 1.30 кгс/см³. Если вы не хотите попасться на эту уловку, то запомните: 1) замерять плотность нужно во всех банках АКБ; 2) плотность может быть и меньше 1.26 кгс/см³, пусть будет и 1.20 кгс/см³, но во всех банках одинаковая; 3) допускается разбежка в плотности по банкам не более 0.01 кгс/см³.
И последний совет: перед покупкой аккумуляторной батареи обязательно проверьте исправность генератора своего автомобиля. Вообще в серьёзном магазине не выписывают гарантийный талон без проверки самого автомобиля. Но были случаи, когда при продаже АКБ выходное напряжение генератора не проверялось, гарантийный талон выписывался, однако при попытке сдать обратно неисправную батарею продавец с тестером сразу бежал к автомобилю и при выходном напряжении менее 13.5 В с автовладельцем никто дальше не разговаривал.
Удачи на дорогах страны!
Возможно, Вам будет интересно почитать:
Как выбрать авто компрессор для подкачки шин?
Мойка двигателя автомобиля. Как правильно мыть?